ПОЛИТИКА

В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

PУП «ИНСТИТУ ЛЬНА»

Устье, 2023


І.Общие положения

  1. Политика в области интеллектуальной собственности (далее Политика) PУП «Институт льна» (далее Институт) определяет цели Института в области интеллектуальной собственности (далее ИС), устанавливает базовые принципы, а также направлена на повышение эффективности управления ИС Института с учетом интересов лиц, занятых в процессе создания и использования объектов интеллектуальной собственности (далее - ОИС)
  2. Политика разработана с учетом действующих на момент ее утверждения международных договоров, законодательства Республики Беларусь и сложившейся в области управления ИС практики.
  3. Термины и определения, используемые в Политике, применяются в том значении, в котором они используются в законодательстве Республики Беларусь об интеллектуальной собственности.

II. Цели и принципы Политики

  1. К целям Политики Института относятся:

Создание условий для соблюдения обязательных требований законодательства Республики Беларусь в области ИС;

Разработка системы четких правил, регламентирующих процесс создания и правовой охраны ИС в Институте;

Обеспечение возможностей коммерческого использования (коммерциализации) ОИС;

достижение баланса интересов государственных заказчиков, Института и авторов.

  1. К принципам Политики Института относятся:

содействие проведению научных исследований, соответствующих приоритетным направлениям развития Республики Беларусь;

поощрение авторов, лиц, содействующих созданию и использованию ОИС, при создании результатов интеллектуальной деятельности (далее РИД) и стимулирование работников в целях создания востребованных обществом РИД;

свобода выбора Институтом форм правовой охраны РИД, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и (или) условиями договоров Института с третьими лицами;

содействие проведению научных исследований, направленных на удовлетворение запросов общества и государства и отвечающих приоритетам социально-экономического развития Республики Беларусь;

обязательность Политики Института для работников и приглашенных исследователей.

III. Субъекты Политики

  1. Директор Института:

утверждает Политику Института и принимает окончательное решение в отношении толкования ее положений;

совершает от имени Института сделки с имущественными правами на ОИС;

принимает окончательные в рамках Института решения по жалобам и спорам в области ИС, сторонами которых являются лица, для которых обязательны положения Политики Института, за исключением жалоб и споров, рассматриваемых в соответствии с законодательством иными органами и судами;

назначает ответственных специалистов в области ИС;

издает (утверждает) локальные правовые акты Института в области ИС.

  1. Ответственные специалисты в области ИС:

обеспечивают осуществление в Институте мероприятий по управлению;

принимают решения в области ИС в соответствии с компетенцией;

принимают и рассматривают Уведомления о создании РИД;

анализируют РИД, создаваемые в Институте, с целью выявления

охраноспособных и коммерчески значимых РИД;

анализируют РИД с точки зрения патентоспособности;

формируют и ведут Реестр ОИС Института;

обеспечивают оформление прав на ОИС Института;

организуют, управляют и контролируют процедуры получения патента;

регистрируют и осуществляют мониторинг исполнения договоров, направленных на коммерциализацию ИС Института;

организуют работу по сбору и распределению вознаграждения (лицензионных платежей);

взаимодействуют с авторами и (или) правообладателями, лицами, содействующими созданию и использованию ОИС;

оформляют права на OППC в патентном органе;

иные функции в соответствии с компетенцией.

  1. Работники Института:

обеспечивают выполнение требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, настоящей Политикой, иными локальными правовыми актами Института, решениями руководителя Института;

содействуют руководству Института, специалистам в области ИС в управлении ИС Института;

направляют на имя директора Уведомление о создании, участвуют в оформлении прав на созданный РИД;

обеспечивают конфиденциальность сведений о РИД в случаях, предусмотренных локальными правовыми актами, трудовыми и гражданско-правовыми договорами и приказами руководства Института;

соблюдают права третьих лиц на ОИС;

совершают иные действия по обеспечению правовой охраны ОИС Института, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, настоящей Политикой, иными локальными правовыми актами, решениями руководства Института, а также трудовыми и гражданско-правовыми договорами.

  1. Приглашенные исследователи обеспечивают выполнение требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, локальными правовыми актами Института, гражданско-правовыми договорами, регламентирующими их участие в научных исследованиях.
  2. Договорами между Институтом и третьими лицами могут предусматриваться иные условия о правах и обязанностях сторон в отношении создаваемых РИД.

IV. Объекты ИС и права на них

  1. Результат интеллектуальной деятельности, полученный автором (авторами) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания Института, является служебным РИД.
  2. Исключительное право на РИД (изобретение, полезная модель, база данных, сорт растения, секрет производства (ноу-хау)), полученные работниками при выполнении трудовых обязанностей, принадлежат Институту.

Работники не вправе от своего имени заключать сделки по распоряжению РИД, средствами индивидуализации и иными обозначениями, исключительное право на которые принадлежит Институту.

  1. Если в ходе выполнения работ были использованы ресурсы нескольких организаций, то права на результаты таких работ должны оговариваться в рамках договора.
  2. Работник должен уведомить Институт о факте создания РИД в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания, в отношении которого возможна правовая охрана.
  3. Права на научные публикации, включая статьи, монографии и другие научные произведения, создаваемые работниками Института, а также лицам, выполняющими работы по заданию Института на основе гражданско-правовых договоров, принадлежат авторам публикаций, если в договоре не указано иное.

Передача исключительных прав на объекты авторского права осуществляется на основе лицензионного договора.

  1. При создании служебного РИД авторы имеют право на вознаграждение, которое предусматривается за создание и за использование служебного РИД.

V. Коммерциализация РИД

  1. Коммерциализация РИД Института возможна при соблюдении следующих условий:

законодательство не содержит запрета на введение РИД в гражданский оборот в той или иной форме;

Институт является обладателем имущественных прав на РИД; коммерциализация РИД не повлечет нарушения имущественных прав третьих лиц.

  1. Коммерциализация РИД возможна собственными силами Института и с привлечением третьих лиц.
  2. Для коммерциализации РИД собственными силами Института, определяющими условиями являются наличие квалифицированного персонала и экономическая целесообразность.
  3. Коммерциализация РИД осуществляется в различных формах с учетом особенностей вида РИД и специфики его использования, в том числе: использование ОИС в собственной производственной деятельности; предоставление права использования ОИС по лицензионному договору; договору франчаизинга; заключение договора уступки исключительного права на ОИС; внесение имущественных прав в качестве неденежного вклада в уставный фонд.
  4. Доходы от использования ОИС включают в себя разовые и периодические платежи по лицензионным договорам, принадлежащих Институту.
  5. Расчет величины вознаграждения осуществляет бухгалтерская служба Института и ответственные специалисты в области ИС.
  6. К расходам Института могут относиться:

расходы по уплате пошлин (патентных, государственных), налогов и сборов в бюджет государства;

управленческие расходы;

расходы по оплате услуг третьих лиц (организаций, предоставляющие юридические услуги и др.).

VII. Стимулирование

  1. Институт вправе использовать материальные и нематериальные способы стимулирования в любых сочетаниях, с учетом имеющихся у нее ресурсов и требований законодательства в сфере ИС.
  2. Основанием для расчета служит служебная записка руководителя структурного подразделения Института с приложением документа, обосновывающего участие работника в создании РИД и получении дохода от его коммерциализации.
  3. Суммы вознаграждений не могут быть ниже установленных законодательством минимальных размеров.
  4. Стимулирующие выплаты могут также применяться в качестве материального способа стимулирования творческой активности при создании РИД некоммерческого характера, востребованных научным сообществом и обществом (публикаций в журналах, индексируемых в международных базах данных научного цитирования, публикаций в изданиях Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь и др.). Размер выплат определяется Положением PУП «Институт льна» о порядке и условиях стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности

VIII. Защита прав на ИС. Разрешение споров

  1. Интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными действующим законодательством Республики Беларусь.
  2. В целях обеспечения защиты прав на ОИС Институт осуществляет:

мониторинг и анализ возможных нарушений исключительных прав на ОИС, а также незаконного использования;

инициирование претензионных, досудебных и судебных процедур по защите нарушенных прав на ОИС.

  1. Работники Института и приглашенные исследователи не должны заключать с третьими лицами договоры, в том числе договоры на выполнение НИОК(Т)Р, содержащие положения, противоречащие положениям Политики Института.
  2. При выполнении своих трудовых обязанностей Работники обязаны содействовать защите нарушенных прав на ОИС Института.
  3. Споры об установлении авторства, об установлении правообладателя, о выплате вознаграждения, об исполнении условий договоров, о защите нарушенных прав и другие споры об ИС, если они не урегулированы в досудебном порядке, передаются на рассмотрение суда для принятия по ним окончательного решения. Гражданские дела по таким спорам рассматриваются судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.
  4. Споры по вопросам охраноспособности объектов права промышленной собственности рассматриваются в досудебном порядке Апелляционным советом при патентном органе, а в случаях, определенных законодательными актами — судом. Решение Апелляционного совета при патентном органе может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

IХ. Заключительные и переходные положения

  1. Настоящая Политика является обязательной для исполнения всеми работниками Института.
  2. Политика может быть изменена в порядке, в котором она принималась.

Согласовано:

Заместитель директора по научной работе

                                 А.А. Снежинский

Заместитель директора по инновационной работе

                                 Н.С. Савельев

Ученый секретарь

                                 М.Е. Маслинская

Ведущий экономист

                                 Г.И. Межуева

Главный бухгалтер

                                 А.И. Минкевич

Юрисконсульт

                                 Д.И. Хлопченко